Американский
ученый Льюис изучал психологический климат в
семьях, где росли одаренные дети. Он заметил, что при
всем разнообразии этих семей есть многое, что их объединяет, и, прежде всего
это — стиль родительского взаимодействия
с ребенком.
По
результатам своего исследования он выявил ряд специфических особенностей
родительского поведения, гарантирующего успешное развитие
интеллектуально-творческих
способностей.
Предложенный
список, включающий 33 суждения, позволит понять и оценить то, насколько стиль
взаимодействия родителей с ребенком соответствует практическим находкам
наиболее одаренных родителей, добившихся успеха в воспитании своих детей
Я отвечаю на
все вопросы и высказывания ребенка.
Серьезные
вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
Я поставил
стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
Я не ругаю
ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим
занятием и работа еще не закончена.
Я
предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.
Я показываю
ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
Я поручаю
ребенку посильные заботы.
Я помогаю
ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
Я беру
ребенка в поездки по интересным местам.
Я помогаю ребенку улучшить результат его
работы.
Я помогаю
ребенку нормально общаться c детьми из разных социальных и культурных слоев.
Я
устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему
следовал.
Я никогда не
говорю ребенку, что он лучше или хуже других детей.
Я никогда не
наказываю ребенка унижением.
Я снабжаю
ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
Я приучаю
ребенка мыслить самостоятельно.
Я регулярно
читаю ребенку.
Я приучаю
ребенка к чтению с малых лет.
Я побуждаю
ребенка придумывать истории, фантазировать.
Я
внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
Я нахожу
время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
Я поощряю
участие ребенка в планировании семейных дел и путешествий.
Я никогда не
дразню ребенка за ошибки.
Я хвалю
ребенка за выученные стихи, рассказы, песни.
Я учу
ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
Я побуждаю
ребенка находить проблемы и решать их.
Я не хвалю
ребенка беспредметно и неискренне.
Я честен в
оценке своих чувств к ребенку.
Не
существует тем, которые я исключаю для общения с ребенком.
Я даю
ребенку возможность действительно принимать решения.
Я развиваю в
ребенке позитивное восприятие его способностей.
Я верю в
здравый смысл ребенка и доверяю ему всегда.
Я поощряю в
ребенке независимость.
|