Взрослому человеку бывает с трудом дается точное
произношение иноязычного слова, а ребенку легко. Наивысший момент звукового
подражания взрослым у трехлетнего ребенка. Это значит, что мы теряем дорогое
время, не обучая орфографическому чтению самых маленьких, начиная с трех лет.
Не используем эту временную возможность закладки фундамента грамотности. Чаще
дети слушают чтение взрослых. А лучше, если ребенок напрямую включает речевой
аппарат и произносит, подражая взрослым. Если ребенок орфографически повторяет
слова за взрослым, не видя их глазами, он выполняет две работы: усваивает
звуковую орфографическую форму слова и совершенствует артикуляционную базу.
Читать можно двумя способами: орфографически и орфоэпически.
Главная цель
орфографического чтения не познавательная, а усвоение звуковой формы слова. Это
и выручает ребенка потом. При письме текста он будет произносить слова про себя
не так как они слышатся, а так как пишутся, орфографически. При орфографическом
чтении каждое слово звучит отдельно, произносится четко, но не распадается на
слоги, иначе оно не останется в памяти ребенка. Чтение идет не спеша. Вот
читаем орфографически стихи: Идет бычок, качается,
Вздыхает на
ходу:
Ой, доска
кончается – Сейчас я упаду.
Первое слово
"идет” произносится так же как и пишется. Но его произнести надо отдельно
от второго слова. При обычном (орфоэпическом) чтении слова сливаются воедино
(идетбычок).
А вот третье
слово "качается” произносится согласно каждой букве: первый гласный звук
"а” не должен редуцироваться в "ы” или подобный звук, а точно звучать
"а”. Третий гласный звучит как "е”, а не "и”. А сочетание
"тся” не должно переходить в "цца”.
Точно так же
читаем слова "вздыхает на ходу”, четко произнося гласный звук "е”,
раздельно предлог "на” и гласный звук "о”, а не "а”. В слове
"ходу” дети привыкли произносить "а”. Тут придется набраться терпения
и повторить слово "ходу” несколько раз, и завтра ипослезавтра. Обратите
внимание, какой разлад в произношении и написании в следующих словах: доска
(даска), кончается (кынчаицца), сейчас (сичас). Какая же будет беда, если дети
приучатся произносить слова только орфоэпически. Правила не во всех случаях
помогут. И пойдет ребенок кувыркаться, спотыкаться по словам, не зная, в чем
его беда.
На первый
взгляд, странно выглядит наше чтение. Это только первое впечатление. Дети
быстро привыкают к такому произношению. Это настораживает детей, обостряется их
внимание. Вот еще несколько требований к правильному орфографическому чтению:
на конце
слова согласный должен звучать четко, как в алфавите,
краткий
"й” на конце слова такой четкий как его произносят некоторые дикторы по
радио,
все служебные
слова (предлоги, союзы, частицы) читаются раздельно. Они часто повторяются, и
после некоторого времени дети начинают понимать их самостоятельность. Здесь не
нужно никаких пояснений, что это за слова. Дети все равно этого не поймут. А
практически будет полное естественное усвоение и места и значения этих слов в
речи.
Но не любые
случаи правописания подвластны орфографическому чтению. Например:
правописание
мягкого знака после шипящих на конце имен существительных,
правописание
сочетаний "жи, ши, ча, ща, чу, щу”,
случаи
дефисного написания,
правописание
разделительного твердого знака и так далее. В подобных случаях надо применять
правила, но это потом, когда ребенок хорошо освоит чтение.
Невозможно
орфографическим чтением передать и оттенки живой речи, тем более прямой.
Поэтому этот же текст или предложение надо прочитать по-другому, орфоэпически,
направляя внимание на смысл, содержание и чувства, а не на слова, отдельно
взятые. Содержание и чувства можно передать только орфоэпически, выразительным
чтением.
Я убедительно
рекомендую двойное чтение, орфографическое и орфоэпическое как родителям, так и
учителям. Орфографическое чтение успешно можно проводить на всех уроках: каждый
предмет имеет свою специфическую лексику, и ее ребенку надо освоить. Например,
сложны в произношении и написании математические термины. Особенно трудны
правописания числительных, да и их произношение многих детей ставит в тупик.
Повторение ребенком вслед за взрослым, является необходимым условием для
успешного развития устной речи, орфографии и обогащения словарного запаса. Материал взят с сайта : http://intafy.at.ua/
|